Связующее звено: как возникают ошибки в отчетности?

Специалисты часто задаются вопросом: почему при достаточно высокой квалификации специалистов финансовых служб (финансовых директоров, главных бухгалтеров, линейных руководителей) при формировании отчетности допускаются серьезные ошибки?

Действительно, можно констатировать, что искажения финансовой отчетности допускаются в компаниях всех отраслей без исключения. Самая распространенная причина – связующая, то есть речь идет о проблемах в управленческой среде.

Менеджеры, работающие с клиентами, являются также и связующим звеном внутри своей компании. Например, между юристами и бухгалтерией. Рассмотрим более подробно. Значительная часть главных бухгалтеров (даже с хорошим образованием) не всегда способна дать правильную оценку гражданско-правовой сделке. Да, им в профильном учебном заведении отлично читали дисциплину «Бухгалтерский учет», но плохо — «Гражданское право». В итоге бухгалтер не владеет понятиями «Признанная задолженность» и «Непризнанная задолженность», не может отличить договор подряда от договора возмездного оказания услуг и так далее.

В компании могут работать талантливые юристы, грамотно и своевременно осуществляющие претензионную и судебную работу. Но главному бухгалтеру информация не поступает. Отсутствие взаимосвязи с отделами и службами внутри компании – проблема на уровне бизнес-процессов и внутренних коммуникаций. Аналогично, мы часто видим, как планово-экономическая служба не считает нужным информировать бухгалтерские службы о своей деятельности.

Приведем пример: крупное муниципальное предприятие постоянно находится в претензионных спорах с ресурсоснабжающей организацией. Количество потребленной тепловой энергии контролируют технические службы и планово-экономический отдел, которые подают данные поставщику услуг. Однако ресурсоснабжающая организация предъявляет счета и акты на больший объем. Акты руководителем предприятия не подписываются, задолженность не признается. Начинается претензионная и судебная работа, но главный бухгалтер не обращает на это внимание (для него главное – это счет и накладная). Вот тут и возвращаемся к вопросу формирования рабочей среды менеджеров – какой она должна быть, чтобы все три службы взаимодействовали и понимали, что все они одно целое? Здесь нужен талантливый руководитель — управленец, способный собрать команду и заставить ее правильно работать вместе.

Ведь одно дело донести до сотрудников, а другое — чтобы все работало в режиме реального времени. Формирование атмосферы понимания и созидания – вот его задача. Именно образованность и объемные профессиональные ориентиры менеджеров и руководителей позволяют им видеть возможности для развития компании и улучшения внутренних бизнес-процессов.

Что можно посоветовать? Традиционные методы, такие как повышение квалификации, но главное – активное взаимодействие с коллегами по цеху. Ведь профессиональное «сарафанное радио» хорошо работает, если нужно быть в курсе событий. Конечно, полезно привлекать внешних специалистов, способных профессионально оценить ведение бизнеса, систему внутреннего контроля компании, обозначить финансовые и иные риски. Привлекать в команду разносторонне образованных специалистов. Все это позволит существенно снизить риски, связанные с профессиональными ошибками в финансовой сфере.


© 2015-2019 Зуев Сергей Геннадьевич. Все авторские права защищены.

Политика конфиденциальности